7 форматов домашнего видео, снятых с производства, которые потерпели коммерческий провал

Физический носитель мертв. Ну, по крайней мере, так говорят. Ежегодно продаются десятки миллионов единиц музыкальных произведений на физическом носителе, причем даже компакт-диски продаются прилично, несмотря на то, что продается больше виниловых пластинок. И хотя продажи физического видео замедлились, в четвертом квартале 2023 года были отмечены положительные признаки роста продаж дисков Ultra HD Blu-ray. По-прежнему существует особый класс клиентов, готовых платить за видео и аудио более высокого качества, чем может обеспечить потоковая передача. Тем не менее, сейчас мы живем в мире, где доминируют потоковые сервисы «все, что вы можете съесть», которые предлагают уровень качества, достаточно хороший для большинства людей. Но всегда будет место для физических носителейбудь то превосходная точность воспроизведения, обеспечиваемая в настоящее время за счет более высоких битрейтов, доступных на дисках Blu-ray, большая свобода просмотра для тех, у кого нет надежного широкополосного доступа, или доступ к названиям, не лицензированным для потоковой передачи.

Что касается видео, то четыре последних наиболее жизнеспособных на сегодняшний день формата — VHS, DVD, Blu-ray и Ultra HD Blu-ray — должны были пережить множество других форматов, стоявших на их пути. Некоторые из них были прямыми конкурентами: VHS победил Betamax в войне форматов видеокассет, а Blu-ray сделал то же самое, превзойдя HD-DVD. Другие пытались удовлетворить определенную нишевую аудиторию, например, Laserdisc, нацеленный на первых энтузиастов домашнего кинотеатра, или UMD для развлечений на ходу. Другие все же пришли на рынок без четкого плана и были убиты. Давайте разберемся, какие форматы видео умерли жестокой смертью и почему.

Лазерный диск

Одним из форматов, который помог внедрить некоторые функции, которые способствовали популяризации DVD, но так и не вышел за рамки нишевого статуса, был Laserdisc. Laserdisc, совместная разработка компаний Pioneer, Philips и киностудии MCA, использовала 12-дюймовые диски того же размера, что и долгоиграющие виниловые пластинки, но это были оптические диски, подобные компакт-дискам и DVD-дискам, считываемые лазерами. Однако, в отличие от CD и DVD, Laserdisc был выпущен в 1978 году как полностью аналоговый формат, при этом видео всегда было аналоговым на протяжении всего своего существования, даже после того, как к нему присоединился цифровой звук. Большим преимуществом добавления цифрового звука стала возможность воспроизводить дискретные звуковые дорожки объемного звучания с использованием кодирования Dolby Digital AC3 или DTS. Однако это была не единственная предлагаемая функция прототипа DVD: он также поддерживал пропуск глав и наличие нескольких звуковых дорожек, а такие функции, как дорожки с комментариями, впервые появились в этом формате.

Хотя Laserdisc нашел аудиторию среди взыскательных видеофилов и любителей домашних кинотеатровон так и не покинул эту нишу по разным причинам. Во-первых, плееры и фильмы были дороже, чем кассеты VHS. С точки зрения простоты использования и общего разочарования, самая большая проблема могла заключаться в том, что каждая сторона диска могла вместить только 64 минуты видео (менее 30 минут на более ранних дисках), что требовало переворачивания диска для большинства фильмов и дополнительного диска для более длинные названия. Что еще хуже, плохое производство и сборка приводили к сбою дисков, пока формат был еще активен. Когда в конце 1990-х появился DVD, о Laserdisc уже было известно.

Видеодиск RCA Selectavision

Laserdisc был не единственным форматом аналоговых видеодисков, который появился на свет во время появления видеокассет VHS, и, конечно, это не был самый большой провал. Это отличие перешло к формату RCA CED Videodisc, также известному как Selectavision, который фактически был попытка адаптировать виниловые пластинки в видео-сферу. Еще до того, как он появился в розничных магазинах, это было немного странно, поскольку Laserdisc опередил его на рынке на несколько лет. Если у него и было преимущество перед Laserdisc, так это более низкая стоимость дисков: видеодиски Selectavision продавались в розницу по 15 долларов, а Laserdiscs продавались по цене, кратной этой сумме. В противном случае? Это был причудливый, неуклюжий формат, который, вероятно, никогда бы не вышел на рынок, если бы RCA не пришлось хотя бы попытаться окупить затраты на исследования и разработки.

Как вы можете себе представить, мастеринг видео и аудио в и без того привередливом формате виниловых пластинок оказался непростой задачей. Канавки пришлось сдвинуть ближе друг к другу, чтобы увеличить вероятность ошибки, а для загрузки дисков, покрытых смазкой, в проигрыватели использовался защитный контейнер. С функциональной точки зрения реальных очевидных преимуществ по сравнению с кассетами VHS, которые гораздо проще хранить, не было, и единственным очевидным фактором в пользу Selectavision была цена. Однако цены на VHS упали достаточно быстро, чтобы эта разница исчезла. За три года RCA продала всего 550 000 плееров Selectavision, в результате чего 4 апреля 1984 года компания прекратила выпуск непродуманного формата.

DIVX и Flexplay

Во время бума DVD было предпринято две попытки изменить формат, чтобы позволить клиентам брать фильмы напрокат, не возвращая их, а также расширить возможности проката за пределами мертвой хватки, которую Blockbuster Video, а затем и Netflix, держали на рынке. Одним из них был DIVX 1998 года (не путать с одноименной реализацией видеокодека MPEG-4), формат, поддерживаемый сетью магазинов электроники Circuit City, для которого требовалось специализированное оборудование, а другим был Flexplay, самоуничтожающийся DVD. срок службы которого составлял 48 часов после открытия и воздействия кислорода.

DIVX, партнерство Circuit City и юридической фирмы, по крайней мере, возникло до появления Netflix, но было ограничена необходимостью в специализированном оборудовании. За 5 долларов вы могли получить диск, который стал бесполезным через 48 часов после того, как вы начали его воспроизводить… если только вы не купили или повторно не взяли его напрокат с помощью подключенного к Интернету плеера. Поскольку на дисках DIVX отсутствуют дополнительные функции, присущие розничным DVD, и не было явной причины выбирать проигрыватель DIVX вместо обычного DVD-плеера, этот формат был закрыт через год после его запуска. Circuit City потеряла на проекте 337 миллионов долларов после уплаты налогов.

Flexplay, запущенный в 2003 году, оказался столь же бессмысленным. Он работал в обычных DVD-плеерах, но, несмотря на жалобы на воздействие на окружающую среду, компания, стоящая за ним, предложила бесплатный возврат этикеток для переработки. Однако это было спустя годы после DIVX, когда Netflix по почте и Redbox на базе киосков процветали, поэтому быстро стало очевидно, что это бессмысленное предприятие.

УМД

Сегодня портативный/мобильный просмотр видео распространен повсеместно. У каждого есть смартфон, и молодые люди, в частности, любят смотреть много видео на своих телефонах. Однако в начале-середине 2000-х годов это был совсем другой мир. Первый iPod с функцией воспроизведения видео появился на рынке только в октябре 2005 года, и даже тогда у него был экран меньшего размера, чем тот, к которому мы привыкли, когда разразился бум смартфонов. Однако ранее, в 2005 году, в розничные магазины поступило другое портативное устройство, второстепенное внимание которого уделялось воспроизведению видео: оригинальная портативная консоль PlayStation Portable (сокращенно PSP) от Sony. С самого начала одним из преимуществ было то, что помимо того, что PSP является портативной консолью высокого класса, для нее также будут выпускаться фильмы в том же собственном формате Universal Media Disc (UMD), в котором размещались игры системы.

В первые недели существования консоли фильмы UMD продавались на удивление хорошо: «Обитель зла 2» и «Дом летающих кинжалов» были проданы по 100 000 экземпляров каждый. Однако к тому времени, как консоль пробыла на рынке уже год, продажи не удержались. В феврале 2006 года Variety сообщила, что, за исключением «комедий, которые нравятся основной аудитории молодых геймеров-мужчин», крупные студии значительно сократили количество своих выпусков для PSP, а Walmart вскоре сократил отведенное им место на полках. Хотя новые игры продолжали выпускаться на UMD вплоть до 2014 года, Производство фильмов UMD значительно замедлилось, пока не остановилось в 2011 году..

HD-DVD

Иногда формат домашнего видео не умирает, потому что он появился на рынке при отсутствии спроса на его конкретный набор функций. Законный спрос на новый формат может возникнуть только в случае возникновения конкурирующих стандартов в войне форматов, в которой останется только один победитель. Именно так произошло с HD-DVD, который проиграл битву с Blu-ray. Оба были пятидюймовыми оптическими дисками, которые были разработаны для хранения гораздо большего объема данных, чем DVD, чтобы лучше вместить контент высокой четкости: Sony и Philips отдавали предпочтение Blu-ray, а Toshiba — HD-DVD.

Однако с самого начала у Blu-ray было явное преимущество, которое подготовило почву для его возможной победы: в то время как HD-DVD мог вместить 15 ГБ на однослойном диске и 30 ГБ на двухслойном диске, диски Blu-ray имели значительно больше, 25ГБ на однослойном диске и 25ГБ на двухслойном. Это позволило дискам Blu-ray поддерживать более высокий битрейт для лучшего качества изображения. или, альтернативно, проведение большего количества часов видео. У Blu-ray были и другие преимущества, такие как обязательное защитное покрытие дисков и, в конечном итоге, более широкая поддержка со стороны киностудий. PlayStation 3, являющаяся одним из лучших проигрывателей Blu-ray на рынке и продававшаяся тиражом более 87 миллионов единиц, также стала значительным стимулом для распространения этого формата. Основными аргументами в пользу HD-DVD были название, более простая конверсия установок для прессования DVD и более широкое внедрение в индустрии для взрослых, но этого было недостаточно. Toshiba вышла из строя в 2008 году, всего через несколько лет после начала битвы.

Бетамакс

Иногда война форматов может быть больше похожа на марафон, чем на спринт. Это определенно тот случай, когда дело доходит до войны форматов домашних видеокассет, в которой VHS выиграл у Betamax, одного из многих снятых с производства медиаформатов Sony, которая шла настоящей войной в течение примерно десяти лет, с 1977 года до того, как Sony начала производить оборудование VHS в 1988 году. Однако временные рамки усложнены тем, что студии выпускают фильмы Betamax до 1996 года, а также решением Sony продолжить производство оборудования и чистых лент до 2002 и 2016 годов соответственно.

Часто говорят, что у Betamax лучшее качество изображения, но это быстро отошло на второй план благодаря более длительному времени записи VHS. (По мере того как война продолжалась, VHS также догнала достижения Betamax в области высококачественного звука и визуальной перемотки вперед/назад.) Разница в качестве была наиболее заметна при самой высокой скорости записи Betamax.Beta I, но к 1979 году производство Beta I было в значительной степени прекращено из-за ограниченного времени записи. Ленты наиболее распространенной длины, L-500 и L-750 (названные в честь количества футов ленты в каждой кассете), могли записывать 60 и 90 минут соответственно, при этом время было удвоено в Beta II и утроено в Beta III. Однако самой распространенной пустой кассетой VHS была Т-120 с 2 часами в режиме SP, что удвоилось в LP и утроилось в SLP/EP. Также были распространены ленты Т-160 длительностью до восьми часов. Разрыв в сфере домашней записи был слишком велик, чтобы можно было компенсировать разницу в точности воспроизведения, поэтому в 1990-е годы доминировали форматы VHS.