6 форматов Sony, выпуск которых прекращен (и почему они потерпели неудачу)

Sony, как одна из крупнейших и наиболее успешных компаний в области электроники и технологий в мире, является именем нарицательным. Со временем это имя стало синонимом совершенства во всем: от наушников до телевизоров Bravia, игровых консолей PlayStation, смартфонов Xperia и даже объективов фотоаппаратов. Sony также была движущей силой или партнером в различных популярных форматах мультимедиа, таких как 3,5-дюймовые дискеты, компакт-диски, DVD, диски Blu-ray, а также различные стандарты воспроизведения аудио и видео, связанные с форматами оптических дисков.

Однако Sony также стала несколько печально известной из-за своей привычки изобретать форматы, которые потерпели коммерческий провал, иногда конкурируя с более устоявшимися и более открытыми стандартами. Пожалуй, самым известным был формат видеокассеты Betamax, который был первым серьезным потребительским вариантом на рынке и поначалу был конкурентоспособным, но через десять лет уступил войну форматов формату VHS JVC. Однако в список неудачных форматов входят и более любопытные варианты, такие как Memory Stick, несколько неудачных решений для цифрового аудио и даже попытка создания стандартизированной игровой консоли до PlayStation. Давайте посмотрим, как они справились и почему.

Небольшое предостережение: хотя это может показаться хорошим выбором для этой темы, мы не включаем Super Audio CD, поскольку Sony никогда не прекращала его выпуск. Оборудование для воспроизведения по-прежнему доступно совершенно новое, а специализированные лейблы по-прежнему выпускают альбомы на SACD.

Бетамакс

Когда дело доходит до Sony и ее неудачных форматов, есть один, который стоит выше остальных с точки зрения важности — домашняя видеокассетная система Betamax. Хотя это был не первый случай, когда видеокассета была продана среднестатистическому потребителю, это был первый формат, который был действительно жизнеспособным и имел реальный успех. Однако за ним быстро последовал конкурирующий формат VHS от JVC, и с середины 1970-х до середины 1980-х годов стандарты были в глотке друг друга. Эти два формата всегда имели явные компромиссы друг с другом: Betamax обеспечивал превосходное качество изображения, а VHS имел более длительное время записи.

Однако за несколько лет этот разрыв сократился. Поскольку в кассетах Betamax было место для меньшего количества ленты, в конце 1970-х годов от самой быстрой и высококачественной скорости записи отказались из-за ее непрактичности. В более медленных режимах записи разница была менее очевидной, поэтому, поскольку большинство лент Betamax работают максимум от трех до четырех с половиной часов, а наиболее распространенные кассеты VHS — от шести до восьми часов, потребители тяготели к VHS.

Некоторые утверждают, что еще одна причина, по которой VHS победила Betamax, заключалась в том, что контент для взрослых был более широко доступен на VHS. В 2006 году MacWorld вновь обратился к этой теории, рассматривая будущее технологии Blu-Ray, но обозреватель Computerworld Стив Дюплесси не согласился с этой оценкой. Вместо этого Дюплесси указал на более мягкие лицензионные ограничения на производство оборудования VHS по сравнению с Betamax как на причину преобладания VHS.

CD-i: интерактивный компакт-диск

Если вы жили в начале 90-х или увлекаетесь историей видеоигр, возможно, вы знаете о формате Compact Disc Interactive (сокращенно CD-i), но участие Sony и планы относительно этого формата, выходящие за рамки компаний-учредителей, являются гораздо более неясно. Вероятно, это произошло благодаря рекламным роликам CD-i, которые активно продвигали брендинг соразработчика Phillips, который в конечном итоге оказался на месте водителя.

Вы можете легко обмануться, подумав, что CD-i — это патентованное изобретение Филлипса, представляющее собой нечто среднее между игровой консолью и устройством, на котором установлено развлекательно-развлекательное программное обеспечение в стиле ПК. Однако на самом деле это была совместная попытка Sony и Phillips создать стандартные компакт-диски «Зеленая книга», которые существовали наряду с «Красной книгой» (стандартные компакт-диски Digital Audio и CD+G для караоке), «Желтой книгой» (CD-ROM), «Бежевой книгой» (фото). компакт-диски) и стандарты Белой книги (видео компакт-диски).

По сути, это была попытка создать стандарт для игровых консолей, не слишком отличающийся от своего дорогого современника консоли — 3DO Interactive Multiplayer. Различные компании могут производить проигрыватели для компакт-дисков или видеомагнитофонов. Хотя Phillips был в авангарде, другие компании действительно производили оборудование CD-i, в том числе Sony, Goldstar и Bang & Olufson.

Тем не менее, несмотря на широкую поддержку средств массовой информации, большинство людей не интересовались сомнительной игровой консолью со слабой библиотекой, которая могла бы также воспроизводить интерактивные энциклопедии, и было продано всего около миллиона систем. То, что он был запущен в ноябре 1991 года с рекомендованной розничной ценой в 1000 долларов (почти 2300 долларов с учетом инфляции), конечно, не помогло.

МиниДиск

По мере того, как мир музыки продвигался дальше в цифровую сферу, было вполне естественно предположить, что возникнет спрос на формат, который будет обладать цифровыми преимуществами, заключающимися в отсутствии шума, а также вновь представит такие преимущества кассет, как возможность записи и превосходная портативность. Sony попыталась воспользоваться этим мнимым открытием на рынке в 1991 году, представив MiniDisc, записываемый и перезаписываемый магнитооптический диск, хранящийся в контейнере размером менее трех дюймов по каждой оси. MiniDisc также использовал ранний запатентованный аудиокодек ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding), чтобы записи длиной в компакт-диск умещались на крошечных дисках.

Хотя MiniDisc добился определенного успеха в Европе и Японии, он так и не завоевал популярность на крупнейшем из них рынке — в Соединенных Штатах, что обрекло его на долгосрочную перспективу. «В Северной Америке дела пошли не очень хорошо», — сказал Брюс Касрел из Forrester Research в статье The New York Times за 2001 год. «Американцы сказали, что у них есть компакт-диски — зачем мне эта штука?»

К тому времени, когда в конце 1990-х отношение изменилось, MiniDisc было уже слишком поздно закрепиться. MP3 быстро стал предпочтительным форматом с потерями, а MiniDisc был ограничен тем, что мог записывать звук только в реальном времени. Sony продержалась десятилетиями, производя оборудование MiniDisc до 2013 года, но по состоянию на март 2011 года по всему миру было продано всего 22 миллиона единиц, что является небольшой цифрой для теоретического успеха на массовом рынке, и ее срок пребывания искажает ее более крупный провал.

Сжатие звука ATRAC3

Хотя появление MP3 как формата для обмена музыкой произошло тогда, когда средний человек начал знакомиться с концепцией кодирования звука с потерями, выбрасывая, казалось бы, незаметные звуки для уменьшения размера файла, это был далеко не первый подобный кодек, используемый в потребительских продуктах. Например, Dolby Digital AC3 и DTS Coherent Acoustics сыграли важную роль в распространении объемного звука в кинотеатрах, на лазерных дисках и, в конечном итоге, на DVD и цифровом телевещании.

Однако для музыки у Sony был ATRAC, на основе которого был построен формат MiniDisc. После доработки продукта с помощью таких редакций, как ATRAC3 в 1999 году и ATRAC3plus в 2003 году, семейство аудиокодеков ATRAC с потерями не ограничивалось мини-дисками. Sony добавила воспроизведение ATRAC3 (и кодирование, если применимо) в другие продукты, такие как консоли PlayStation, автомобильные стереосистемы Xplod и портативные медиаплееры, такие как Network Walkman. Одновременно с этим был запущен музыкальный магазин Sony Connect, который предлагал копии музыки в кодировке ATRAC3, защищенные DRM. Однако качество звука уступало конкурирующим форматам, и ATRAC3 не получил широкого распространения.

Если только вы не очень хотели покупать музыку в Интернете для своего устройства Sony вместо того, чтобы копировать ее с компакт-диска в то время, когда DRM все еще доминировала в магазинах для скачивания, вкладывать в нее деньги не имело особого смысла. Это было особенно верно, поскольку некоторые устройства Sony поддерживали более широко используемый кодек Microsoft и DRM. В августе 2007 года Sony объявила о планах закрыть магазин и прекратить выпуск ATRAC3 в следующем году.

Цифровая аудиокассета

MiniDisc был не первой попыткой Sony создать записываемый цифровой аудиоформат для потребителей. Первым подобным потребительским продуктом Sony была цифровая аудиокассета (сокращенно DAT), которой предшествовали только профессиональные цифровые ленточные системы, такие как катушечный формат DASH.

В отличие от MiniDisc и Digital Compact Cassette (DCC), конкурирующего формата от Phillips и Matsushita, который использовал форм-фактор аналоговой аудиокассеты, кодирование звука на DAT было без потерь, с качеством CD или лучше PCM, что позволило избежать некоторых проблем MiniDisc и DCC. с качеством звука. DAT также позволял делать точные цифровые копии, что расстроило музыкальную индустрию, поэтому была введена защита от копирования, чтобы ограничить копирование, что не всегда срабатывало.

Для широкой публики DAT никогда не нравился. Компакт-диски уже доминировали в продажах предварительно записанной музыки, а аналоговые кассеты для портативных устройств, таких как Walkman с дешевыми наушниками или автомобильная стереосистема, были достаточно хорошего качества, чтобы потребители не просили о замене формата. Он получил более широкое распространение среди профессионалов, а также среди любителей, которым нужны были высококачественные полевые записывающие устройства, например, концертные бутлегеры, но даже они нашли причины потерять веру в этот формат. Машины DAT часто слишком легко выходили из строя, из-за чего кассеты часто не воспроизводились на машинах, отличных от того устройства, на котором они были записаны.

В конце концов Sony прекратила производство DAT в 2005 году, спустя много времени после того, как он заслужил статус новинки для профессионального потребителя.

Карта памяти

В наши дни, если вы ищете карту памяти для расширения памяти какого-либо портативного устройства, существует один широко используемый стандарт. Это будет Secure Digital, наиболее известная как SD-карты, с меньшими версиями карт, использующими microSD. Однако так было не всегда. Прежде чем SD стал стандартом по умолчанию, он столкнулся с конкуренцией со стороны конкурирующих форматов, таких как Compact Flash, MMC и Sony Memory Stick. Формат Sony, в частности, никогда не пользовался особой популярностью, вплоть до того, что его активно не любила часть технического сообщества.

В качестве примера можно привести статью Technologizer 2010 года об отходе Sony от этого формата, озаглавленную «Начало конца Memory Stick? Надеюсь, что так!» В этой статье Гарри Маккракен написал: «По большому счету, это действительно второстепенная новость о выставке CES, но мне она отчасти нравится: Sony выпускает линейку карт памяти SD и MicroSD». Маккракен продолжил: «Если бы это была какая-то другая компания, я бы не писал этот пост, но мы говорим о Sony – компании, стоящей за почтенной, вечно надоедливой, довольно дорогой, с запутанным названием, несовместимой с остальными… лучший в мире формат Memory Stick».

Это покрывает большинство проблем с Memory Stick. Он ничем существенным образом не выделялся среди остальных, и, поскольку производители устройств, не принадлежащие Sony, не решались его принять, не было особых причин беспокоиться о нем. Тот факт, что Memory Stick в целом был дороже своих конкурентов, также ускорил его упадок как жизнеспособного формата карт памяти.